Понятие и сущность потребительского рынка

Важнейшим атрибутом современной системы является потребительский рынок, эффективное развитие которого в современных условиях есть одно из наиболее важных проблем развития рыночной экономики. Потребительский сектор функционирует как одна из составляющих частей территориального рыночного хозяйства. Вместе с тем он оказывает активное воздействие на производственный процесс всего комплекса отраслей. Показатели его развития являются значительными индикаторами экономического и социального благополучия общества в целом. В формировании потребительского рынка находят свое отражение жизненные проблемы и потребности населения.

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Функционирование потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения и производством, спросом и предложением на региональном рынке.

Проведенный анализ экономической литературы, посвященной проблемам развития рынка как экономической категории, показал, что в современных работах авторов понятие «потребительский рынок» трактуется по разному. Одни из них исходят из предположения, что это территориальная сфера товарного обращения, призванная обеспечить население товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.

Другие рассматривают потребительский рынок как основную составляющую рыночной экономики, где часть ВНП, материализована в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями для личного потребления.

Сущность потребительского рынка проявляется в основных его экономических функциях. Потребительский рынок выполняет регулирующую, стимулирующую, посредническую, контролирующую, ценообразующую, информационную функцию, функцию экономичности, социальную и другие.

Рынок - это место, на котором приобретают товары и услуги не только для обеспечения деятельности предприятий, но и граждан.

В связи с двойственностью понятия рынка и появилось понятие - потребительский рынок. В настоящее время под потребительским рынком понимается сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда. [83] Рассмотрим официальную трактовку этого понятия в законодательстве РФ. «Потребительский рынок - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему»[15].

Финансирование инновационной деятельности в России
Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, сп ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, изме ...