Систематизация основных проблем потребительского рынка и пути их решения

Исторически сложилось, что преобладающей тенденцией стало размещение хранилищ в местах потребления. В результате этого ощущается острая нехватка складов и холодильников в местах производства сельскохозяйственного сырья или вылова рыбы.

В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Около 5% населения России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.

Среди основных проблем можно выделить:

отсутствие платежеспособного спроса;

отсутствие развитой инфраструктуры;

отсутствие предложения логистических услуг;

отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена. Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения страны с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по стране. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены главным образом быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в российских вузах.

ü Персонал, занятый в розничной торговле, условно можно разделить на три категории:

ü низко квалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;

ü персонал средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов;

ü топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний.

Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. Текучесть персонала данной категории может доходить до 80% в год, а спрос может превышать предложение в отдельных случаях в два раза.

Также существует дефицит кадров средней и высшей квалификации, который связан, с одной стороны, с быстрым ростом розничной торговли, с другой стороны, с недостаточным качеством подготовки выпускников вузов, обучающихся торговым специальностям.

Россия существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран. Так, вклад предпринимателей в ВВП России не превышает 12 процентов, тогда как в США этот показатель - более 50 процентов.

Среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли следует выделить:

ü наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий;

ü дефицит финансовых ресурсов;

ü сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений;

ü проблемы подключения к инженерным коммуникациям;

ü другое.

В последние годы активно реализуется административная реформа. Многое удалось сделать. В то же время, ряд нерешенных проблем остается. По прежнему к числу серьезных барьеров можно отнести необходимость получения значительного количества разрешительных документов, наличие чрезмерной налоговой и статистической отчетности. Поэтому сохраняется актуальность решения задачи по дальнейшему сокращению количества необходимых разрешительных и отчетных документов.

Одним из существенных барьеров, ограничивающих развитие малого бизнеса, является дефицит финансовых ресурсов. Недостаток финансирования означает:

отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для пополнения оборотных средств, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

отсутствие кредитования начинающих предпринимателей (стартапов).

Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса. Действующие механизмы государственной поддержки - субсидирование процентных ставок, предоставление госгарантий по кредитам и т.д. - эффективны, если малая компания работает на рынке хотя бы несколько лет. Для стартапа получить ссуду достаточно сложно. Поэтому необходимо совершенствовать механизмы финансовой поддержки стартапов, предполагающих раздел рисков между государством и коммерческими банками.

Не менее острой является проблема выкупа арендуемых помещений. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" открыл дорогу приватизации недвижимости, арендуемой малым бизнесом, - дал арендаторам право преимущественного выкупа. Однако процесс идет очень медленно. Основными причинами являются малые сроки рассрочки платежа, "запретительные листы" на выкуп объектов, расположенные вдоль центральных магистралей, высокие рыночные цены на недвижимость.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Фискальная политика направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям проблема сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики является наиболее важной и приоритетной в исследовании макроэкономического состояния страны. Наибольший интерес представ ...

Анализ производительности труда в РДСУП Язнач
Животноводство - ведущая отрасль агропромышленного комплекса Республики Беларусь, развитие которой определяет, с одной стороны уровень удовлетворения общества в ценных продуктах питания и достаточной платы за труд, с другой, экономическое благополучие аграрного сектора, народного ...